Меню Закрыть

УЧЕНЫЕ ИНСТИТУТА ГЕОГРАФИИ РАН ДАТИРОВАЛИ УНИКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА АФРИКАНСКИХ ЭТНОСОВ

Семь предметов искусства древних и современных этносов, проживающих в окрестностях западноафриканского нагорья Бандиагара (Республика Мали) с 10-12 века, были датированы в Институте географии РАН и впервые стали экспонатами выставки, которая открылась в Государственном музее Востока вчера, 4 февраля 2021 года. В выставочном пространстве также представлены фотографии, сделанные во время работы ученых ИГ РАН, и научные экспликации, посвященные методу датирования. Выставка «Дети дождя: ногом, теллем и догоны. Искусство этносов Республики Мали» продлится в Государственном музее Востока (Москва, Никитский бульвар, 12a) до 28 февраля 2021 года.

«Массово датировать предметы из музейных коллекций с целью верификации хронологии и их культурной атрибуции позволило развитие ускорительной масс-спектрометрии в конце 20 века, – говорит заведующая лабораторией радиоуглеродного датирования и электронной микроскопии Института географии РАН Эля Зазовская. – Надо сказать, что в России радиоуглеродный метод в соответствующих целях до последнего времени использовался мало. Но вот уже несколько лет наша лаборатория успешно сотрудничает с Государственным историческим музеем, Музеем Рязанского Кремля и Государственным музеем Востока. При этом видимых повреждений предмету искусства мы не наносим, ведь для анализа требуются миллиграммы углерда. В итоге во многих случаях наша работа дает возможность определить настоящую «биографию» предмета, а порой и выявить подделку».

Но не все так просто: одним из «подводных камней» при радиоуглеродном датировании музейных экспонатов является их стойкое загрязнение, связанное с консервацией для хранения и при реставрации. «При датировании материалов из коллекций мы не всегда имеем информацию об условиях их хранения, – говорит Эля Зазовская. – Тогда в лаборатории последовательно подбираются методики и растворители для удаления загрязняющих веществ и выделения датирующей фракции. Часто это осложнено тем, что сам по себе образец, который мы можем взять для датирования, не нарушив ценный музейный экспонат, очень мал, и каждая его химическая обработка – это риск его уничтожения. Загрязнение образца при музеефикации может происходить как современным углеродом, так и материалами, полученными на основе продуктов углеводородов, которые имеют запредельный возраст, – продолжает эксперт. – Возникают вопросы и при интерпретации полученных радиоуглеродных дат, хорошо известные исследователям. Например, датирование времени «смерти» материала, а не момента создания объекта, или же вторичное использование материалов для производства объектов и «длинный путь» от материала до изделия».

Как отмечает куратор выставки, сотрудник Государственного музея Востока Дарья Ванюкова, сотрудничество с учеными Института географии РАН – это принципиально новый этап работы с предметами африканского искусства в России. «Дело в том, что датировка этих предметов по степени их сохранности и стилю представляет большую сложность, поскольку, как показывает опыт, ни то, ни другое не может быть надежным датирующим признаком, – говорит эксперт. – Нередки случаи, когда относительно недавно сделанные вещи выглядят как очень старые, причем степень их дегидратации велика. Напротив, те, что хорошо сохранились, могут оказаться не такими старыми. Что касается стилей в искусстве догонов, то они очень разнообразны – даже скульптуры из соседних деревень могут иметь между собой очень мало общего. Как показывает опыт сбора коллекций их традиционного искусства Малийской экспедицией Института востоковедения РАН, даже в одном и том же деревенском квартале стиль может меняться быстро и радикально. Такое положение осложняется наличием индивидуальных стилей отдельных мастеров – даже в пределах одной деревни они могут отличаться большим разнообразием. В этой ситуации на помощь пришел радиоуглеродный анализ».

Полученные в результате радиоуглеродного датирования данные, в первую очередь, позволили надежно выявить предметы современного происхождения (после 1950 года) и получить календарные даты для предметов, изготовленных в 15 и 19 веках нашей эры. А полученные данные, связывающие объекты с конкретными деревнями, создают, как отмечает Дарья Ванюкова, фундамент для дальнейших исследований не только судеб художественной традиции и бытования устного предания, но и конкретных старых деревень теллем и догонов, расположенных над современными поселениями.

05/02/2021 — 09:00